Линор Горалик
ПЯТЬ ИКОН ПРО ВОЙНУ
(фотографии работ: Nick Turkin)

Цикл «Пять икон про войну», созданный в 2022 году, продолжает мою работу (важную для меня как для верующего человек) с религиозной тематикой, начатую, в первую очередь, в рамках проекта «Работы прихожан Бумажной церкви г. Тухачевска», - воображаемого города, существующего на месте Петербурга в отсутствие Петербурга. В послесоветский период Тухачевск приобрел определенную известность благодаря часто упоминающейся в мемуарной и исторической литературе «тухачевской Бумажной церкви»: группе из приблизительно тридцати человек, объединенных нерукоположенным молодым историком, священником-автодидактом Сергеем Квадратовым, и придерживающихся идей своеобразного либерального христианства. Целый ряд андеграундных тухачевских художников, писателей, поэтов и музыкантов считал себя прихожанами Бумажной церкви, названной так из-за того, что ее последователи не почитали и не хранили традиционных икон. Отчасти это делалось, чтобы снизить риск гонений, если в их домах обнаружатся предметы религиозного культа, а отчасти — из-за убежденности Квадратова в опасности «всего, что способно побудить верующего к пустому обрядопочитанию и соблазнить его не прожитой, не пропущенной сквозь собственное сознание эстетической привлекательностью». При этом Квадратов и его последователи глубоко верили в важность творчества, инспирированного религиозным переживанием и религиозной мыслью. В результате члены группы активно создавали изображения и объекты, так или иначе связанные с верой. Чаще всего эти работы создавались на бумаге и из бумаги, из-за чего друзья и последователи Квадратова стали в шутку называть свою группу Бумажной церковью (а Квадратова — Бумажным архиереем). Название это закрепилось и постепенно потеряло свой первоначальный иронический оттенок. В свое время я сделала около 50 работ участников «тухачевской Бумажной церкви» (отдельные иконы, цикл «Апографии», серию «Вотивные доски Леонида Звонникова» и так далее), и потихоньку готовлюсь писать в конце 2023-начале 2024 года книгу-мокфикшн «Тоньше папиросной: к истории Тухачевской Бумажной церкви».

В самом начале 2022 года я сделала еще две иконописных работы: «Раскаяние Адама» и «Снятие беса с креста»; раньше к ним добавились несколько икон для личного пользования. Но после начала войны России против Украины, в феврале 2022 года, у меня начала возникать серия икон, объединенных военной тематикой в целом и сюжетами этой конкретной войны в частности. Сейчас в серии пять икон, сделанных в смешанной технике: «Сошествие Христа в Мариуполь», «Троица в Буче», «Спасение Святого Христофора бойцами ВСУ из подвала зооприюта в Ирпене», «Успение дезертиров» и «Воскрешение Лазаря в военном лазарете под Купянском».

1.«Сошествие Христа в Мариуполь»Черный картон, золотая и красная бумага, красные нитки, черная акварель,мебельная фурнитура.
43х30 см.

2.«Спасение Святого Христофора бойцами ВСУ из подвала зооприютав Ирпене».Черный картон, красная, серебряная, зеленая и золотая бумага, черная, золотая ивинная гуашь, линер, карабин, бинт, пенька.
59х37 см.

3.«Успение дезертиров».Черный, золотой и красный картон, бумага, черная акварель, красный акрил,цветные карандаши, линер.
74x53 см.

4.«Троица в Буче».Черный картон, золотая, белая и красная бумага, черная акварель, черные нитки,бинт, красный акрил, линер.
54х54 см.

5. «Воскрешение Лазаря в военном лазарете под Купянском». Черная акварель, красный акрил, карандаши, линер, проволока, черный и золотой картон, бинт, нитка.
59х37см.

(c) Линор Горалик

Другое