Вотивные доски Леонида Звонникова
(Из серии "Бумажная церковь города Тухачевска")
Тухачевск - город, находящийся на месте Санкт-Петербурга в отсуствие Санкт-Петербурга.
Год основания - 1947. Население - 980,000 чел. Градообразующее предприятие -
ООО "Тухачевский опытный водорослевый комбинат"
«Бумажным храмом» называлась в диссидентских кругах г. Тухачевска квартира Сергея Квадратова (будущего о. Сергия), с 1978 по 1986 гг. служившая своего рода подпольным приходом экуменического толка для многих христиан из числа тухачевской интеллигенции. Квартира, насколько позволяли условия советского быта, постепенно наполнялась религиозной живописью и графикой, в том числе — сделанными из бумаги декорациями, изображающими царские врата и алтарь: в случае прихода чужих или обыска (которых в период с 1979 по 1984 год состоялось три) эти декорации легко сворачивались и прятались в подпол. Из всего убранства, частично запечатленного на фотографиях Якова Петровского, который был прихожанином Бумажного храма вплоть до своего бегства в США, сохранились только семь икон. Три из них относятся к т. н. «золотому ряду» (из-за использования позолоты), - «Отсечение Иуды», «Архангел Михаил, защищающий Христа от дурного глаза» (она же «Арх. Михаил Молоточник») и «На весьма высокой горе»). Три других иконы относятся к т. н. «карандашному ряду» (предположительно они хранились в кабинете о. Сергия Квадратова): «Сошествие Христа в 6-ю областную инфекционную больницу г. Тухачевска», «Моление апостола Павла на подводной лодке проекта 677 «Лада» и «Авраам приводит Исака в гатчинский Дом Ребенка». От т. н. «шитого ряда» сохранилась одна икона - «Обережница».
Вотивные доски, созданные Леонидом Звонниковым, одним из прихожан Бумажной церкви города Тухачевска, лучше всего символизируют собой тот раскол, - отчасти богословский, отчасти идеологический, - который церковь переживала на рубеже 1984-1985 годов. Звонников, бывший соратником о. Сергия Квадратова еще на самых ранних этапах жизни объединения, постепенно оказывался все больше и больше захвачен мыслью о божественности Квадратова. Шуточную икону «Св. о. Сергий Квадратов (Тухачевский) прячется от милиционеров под кроватью», нарисованную Яковом Петровским к сорокалетнему юбилею Квадратова, Звонников забрал к себе домой – и, поддерживая все меньше связи с реальным Квадратовым и его последователями, все больше времени уделял созданию вотивных досок, которые стал размещать перед этой иконой. По воспоминаниям Евгения Ладышева («Тоньше папиросной: Очерки к истории Бумажной церкви г. Тухачевска», Я. Петровский, изд-во Justice for Freedom, 1993, Бостон): “<Звонников> не скрывался вообще, пока мы все жались по углам – а он не боялся, все КГБ у него в клиентах ходило, хотя он был, я считаю, уже совсем сумасшедший. Если к нему кто приходил и просил помощи, он мог вообще не пустить на порог, даже очень порядочных людей, диссидентов, знакомых, и в большой беде, даже если ребенок болеет, а мог пустить кого-то просто с улицы. Но дальше прихожей никого не пускал, и там же в прихожей он спал на матрасе, потому что вся его однушка была в этих досках, говорят. Если пускал – выслушивал и говорил: «Приду завтра тогда-то, давайте адрес», - надо было железно дома быть. Он приходил и начинал перерывать весь дом, дико методично, как на обыске, а потом какой-то один предмет уносил: мог часы золотые, мог клизму. Одна генеральша увидела, как он хвать детские чешки, и начала у себя из ушей серьги бриллиантовые вынимать: «Только не чешки, ради бога, где ж я чешки новые ему в сентябре достану?» И все, никто никогда этих досок не видел, пока он был жив, и если бы не Квадратов, который один к нему сумасшедшему ходил и через дверь с ним разговаривал, потому что Звонников его уже не пускал, - то и не увидели бы никогда.”
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.